На фоне яркого успеха онлайн обучений идея создать свой онлайн продукт наверняка посещала практически любого человека, обладающего знаниями в какой-то сфере, профессиональной или любительской.
Хотя «любители» зачастую дадут фору профессионалам в уровне компетенций — вспомним Шерлока Холмса, «любительские» знания которого в области сыска были на порядок выше познаний полиции.
Поэтому будем просто говорить об Экспертах в какой-то области знаний, для которых не иметь свой онлайн-курс в век Интернета — уже почти «не комильфо».
Но как и какой онлайн продукт создать, с чего начать и как не сбиться с маршрута, не разочаровавшись по пути?
Как абсолютно в любом новом деле, лучший способ — сразу обратиться к специалисту в этом вопросе и под его надежным наставничеством сделать всё индивидуально и четко по вашей ситуации. При разработке онлайн продукта такую помощь окажет методолог.
Но если вы уверены в своих силах и готовы самостоятельно пройти этот путь, вам в помощь этот цикл статей, посвященный методологии созданию онлайн продуктов, в первую очередь курсов.
Автор статьей — сертифицированный методолог, в случае необходимости индивидуальной работы обязательно обращайтесь на консультацию.
Этапы разработки онлайн продукта
Давайте сразу окинем взглядом весь маршрут создания онлайн продукта, чтобы стала понятна вся картина и ваш ли это путь.
Шаг 1. Определение цели.
Конкретизирован запрос — для чего это всё? Какая ваша цель в выходе на онлайн-рынок образования.
О нем подробно написано ниже в этой статье.
Шаг 2. Распаковка экспертности / личности.
Выявлены сильные стороны эксперта — что он может упаковать и продавать как онлайн продукт? Сгенерированы идеи, найдены темы для контента и блога
Разбираемся здесь: распаковка экспертности, распаковка личности
Шаг 3. Анализ целевой аудитории.
Определена и описана ЦА эксперта и онлайн продукта.
Разбираемся на примерах Целевая аудитория психолога, Целевая аудитория таролога.
Шаг 4. Проблемная матрица.
На основе анализа ЦА и распаковки экспертности. Определено, какие запросы ЦА закрывают компетенции эксперта.
Статья о том, как создается проблемная матрица.
Шаг 5. Анализ конкурентов.
Выявлены стандартные и удачные решения конкурентов в данной тематике. Подмечены фишки.
Шаг 6. Продуктовая линейка.
Сгенерированы идеи продуктов, определен основной продукт в линейке.
Шаг 7. Проектирование продукта.
Выстроена логическая структура курса, выделен “измеримый клиентский результат” (ИКР) продукта в целом и каждого модуля. С этого этапа можно начинать презентовать о чем будет продукт.
Выстроены уроки внутри модулей, прописаны тезисы к урокам, задания, доп.материалы.
Шаг 8. Концепция продукта и его продвижения.
Формат, ЦА, структура, стоимость, продолжительность, кол-во учеников. Платформа и соц-сети.
Созданы скрипты общения (”канва коммуникации”) на всех этапах запуска и проведения продукта.
Шаг 9. УТП / Оффер.
Утверждено УТП и текст для анонса или приглашения.
Шаг 10. Геймификация и мотивация.
Разработаны элементы геймификации (если необходимо) и мотивации студентов.
Шаг 11. ОС и метрики.
Разработаны вопросы обратной связи по продукту.
Шаг 12. Стратегия продвижения.
Как созданный онлайн продукт будет продвигаться?
Вот такой маршрут проходит каждый эксперт. Не страшно? Готовы двигаться?
Тогда сразу разбираемся с 1-м этапом — о вашей истинной цели. Зачем вам в это ввязываться?
Шаг 1. Цель создания онлайн продукта
Определение целей — это критически важный первый шаг в процессе принятия решения какой онлайн продукт создать. В инфобизнесе, где идеи «успешного успеха» носятся в воздухе, а обещания сыплются, как из рога изобилия, легко позабыть о главном — цели.
Куда мы поплывем? Каких высот хотим достичь?
Определение цели — это не просто модное словосочетание, а путеводная звезда, ведущая к успеху.
Вам нужно посмотреть в зеркало, так сказать, и откровенно ответить себе на вопросы: что вас действительно беспокоит, что вы хотите изменить и что именно вы хотите от этого всего выжать?
Познайте себя
Прежде чем нырять в омут инфобизнеса, стоит заглянуть внутрь себя.
Какие текущие потребности и проблемы вы планируете решить с появлением у вас своего онлайн-продукта? Какие конкретные результаты хотите достичь?
Примеры целей:
— увеличить свой пассивный доход,
— расширить свою аудиторию,
— укрепить свою репутацию в определенной нише,
— создать сообщество вокруг своего бренда?
Четкое определение конкретных потребностей и проблем поможет сузить круг возможных целей какой онлайн продукт создать.
Важный момент, о котором мало говорят, но он критичен: насколько вы сами готовы стать онлайн-гуру? Это особый тип коммуникации, который скорее всего потребует от вас «жизни наружу» и постоянного доказывания, что ты классный и можешь помочь.
Если вы не уверены в том, что будете кайфовать от такого образа жизни — не начинайте. Пробуйте другие варианты продажи своей экспертности.
Взвесьте все «за» и «против»
После того, как вы определили несколько потенциальных целей, установите приоритеты. Некоторые цели могут быть более важными или срочными, чем другие.
Попробуйте оценить каждую цель по степени важности и срочности.
В жизни бывает так, что одно дело кажется важнее другого, и тут не обойтись без некоторой дозы саморегуляции. Это поможет понять, на каких целях стоит сосредоточиться в первую очередь. Поставьте все свои цели в строгий порядок очередности, и вот тогда, может быть, что-то станет яснее.
Прощупайте почву
Проанализируйте свои сильные стороны и ресурсы, которые можно использовать для достижения выбранных целей.
Например, у вас обширный опыт в определенной области, сильные коммуникативные навыки или существующая аудитория, которой можно будет предложить свой онлайн-продукт.
Оцените также ресурсы, которыми располагаете, такие как время, деньги и наличие команды, которые могут повлиять на выбор цели.
Не торопитесь с громкими заявлениями, что вы выходите в онлайн. Проведите опросы, почитайте форумы, пообщайтесь с людьми в социальных сетях. Поймите, чем вы можете им быть полезны. Кто они, ваши потенциальные ученики? Чем живут, о чем мечтают? Какие проблемы хотят решить?
Поставьте перед собой несколько целей. Оцените их реалистичность, ваши сильные стороны и доступные ресурсы. Не бойтесь трезво взглянуть на вещи, помните, амбиции — это прекрасно, но здравый смысл — ваш верный друг.
Не бойтесь конкуренции
Если единственное, что вас останавливает — это страх, что «уже всё до меня сказано», то это самое меньшее, чего стоит опасаться. Отстройка от конкурентов не настолько сложна, как кажется. Вы найдете свою уникальную фишку, то, что будет отличать вас от остальных.
Об этом будет отдельная статья (это Шаг 5 на нашем маршруте).
Какой онлайн продукт создать для прибыли
Наверняка вы хотите не только делиться знаниями с миром, но и зарабатывать.
Потенциальна доходность разных форматов продуктов существенно отличается — чек-лист на порядки дешевле наставничества, а онлайн курс может стоить от 300 руб до 300 тыс руб.
На первом шаге изучите, какие форматы продуктов для эксперта вообще существуют, чтобы ориентироваться на рынке онлайн образования.
Рассмотрите их сквозь призму таких факторов, как себестоимость, цена, которую люди готовы заплатить за подобный продукт, размер целевой аудитории и потенциальные каналы сбыта.
Обратите внимание на такое понятие, как «реккурентные» платежи — то есть постоянные платежи. Не случайно так стал популярен формат клубов, поскольку при небольшой абонентской плате участие в них может оплачиваться длительное время.
Формат онлайн продукта зависит от вашей цели: если надо увеличить свой пассивный доход и есть обширный опыт в определенной области, создание онлайн-курса или серии мастер классов может быть хорошим выбором. Если же нужно расширить свою аудиторию, запуск клуба или сообщества может быть более эффективной стратегией какой онлайн продукт создать.
Будьте гибки
Мир не стоит на месте, и инфобизнес тоже, цели могут меняться со временем.
Будьте готовы корректировать свои цели, подстраиваться под изменения рынка и запросы аудитории.
Помните, ваш онлайн-продукт — это не просто набор уроков или вебинаров. Это частичка вас, вашего опыта и мировоззрения.
Не бойтесь перемен, ведь именно они ведут к новым возможностям.
Помните, цель — это не финиш, а маяк, ведущий вас к желаемому. И пусть ваш путь в инфобизнесе будет наполнен не только открытиями, но и радостью от созидания и помощи людям.
Далее — Шаг 2. Распаковка экспертности