Проблемная матрица: как точно определить тему для вашего первого онлайн-продукта

Проблемная матрица: как точно определить тему для вашего первого онлайн-продукта Как создать свой курс

Одним из ключевых шагов в процессе создания онлайн продукта является составление проблемной матрицы.

Что такое Проблемная матрица?

Это инструмент, помогающий систематизировать и визуализировать проблемы, с которыми сталкивается ваша целевая аудитория, и те решения, которые вы можете им предложить. Проще говоря, это таблица, где по горизонтали перечислены проблемы аудитории, а по вертикали — ваши компетенции.

Проблемная матрица помогает точно определить, какие проблемы и запросы вашей целевой аудитории (ЦА) могут быть решены или удовлетворены с помощью ваших уникальных компетенций и экспертных знаний.

Ниже представлен пошаговый процесс создания эффективной проблемной матрицы, который поможет вам выбрать правильную тему для вашего первого онлайн-продукта.
проблемная матрица эксперта

Этапы создания проблемной матрицы эксперта

У вас должны уже быть выполнены первые два этапа:

Определены проблемы и запросы вашей ЦА

Какие проблемы и трудности они испытывают в области, связанной с вашей экспертизой? Что они хотят достичь или улучшить?
Соберите как можно больше информации о потребностях, желаниях и болевых точках вашей ЦА. Это могут быть как общие проблемы, так и более конкретные запросы.
Как это сделать — подробно на примерах было рассказано здесь: целевая аудитория психолога, целевая аудитория таролога.

Какие проблемы, боли, трудности озвучивают представители вашей целевой аудитории? Какие вопросы задают?

Сгруппируйте похожие проблемы, чтобы удобнее было строить матрицу.

Результат этого этапа: вы точно знаете идеальный портрет ЦА кого вы ищете, кто вам нужен. Вы можете описать его возраст, запрос что у него болит, что он хочет сейчас, завтра или на следующей неделе, что он хочет через месяц, через год. Как он видит путь к результату, какие у него мифы, заблуждения. Вы знаете свой портрет платежеспособного клиента лучше, чем он себя знает.

Распакована ваша экспертность

Теперь обратитесь к результатам распаковки вашей экспертности.
Какие конкретные навыки, знания и опыт вы можете предложить? Составьте список всех своих компетенций, которые могут быть полезны вашей целевой аудитории. Подумайте о том, как вы можете применить свои знания на практике, чтобы помочь решить проблемы вашей аудитории.

Какие знания, навыки, опыт вы можете предложить? Какие темы вы можете раскрыть глубоко и профессионально?

Создаем проблемную матрицу

Теперь пришло время создать проблемную матрицу. Это может быть таблица, в которой вы сопоставите проблемы и запросы вашей ЦА с вашими компетенциями.

| Проблемы/запросы ЦА | Компетенции эксперта |

В левой колонке перечислите все проблемы и запросы вашей ЦА, а в верхней строке укажите свои компетенции. Затем заполните таблицу, указав, какие компетенции могут помочь решить каждую проблему или удовлетворить каждый запрос.

Например, если вы эксперт в области здорового питания, одна из проблем вашей ЦА может заключаться в том, что они не знают, как правильно составлять рацион. Ваши компетенции могут включать в себя знания о принципах здорового питания, составлении меню и создании сбалансированных рецептов. Таким образом, проблемная матрица заполняется следующим образом:

| Проблемы/запросы ЦА | Принципы здорового питания | Составление меню | Создание сбалансированных рецептов |

| Не знаю, как составлять рацион | X | X | X |

Что наиболее актуально?

После заполнения проблемной матрицы проанализируйте ее, чтобы определить, какие проблемы и запросы ЦА являются наиболее актуальными и распространенными. Это могут быть проблемы, которые упоминаются чаще всего или которые имеют наибольшее влияние на вашу аудиторию.

Оцените, насколько каждая компетенция эксперта может быть применена для решения каждой проблемы или запроса из ЦА. Используйте шкалу оценки, например, от 1 до 5, где 1 — не подходит вообще, а 5 — идеально подходит.

На основе проблемной матрицы и анализа наиболее актуальных проблем вы можете выбрать тему для своего онлайн-продукта. Выберите проблему, которую вы можете решить с помощью своих компетенций, и которая имеет высокий приоритет для вашей целевой аудитории.

Проанализируйте матрицу. Какие проблемы чаще всего пересекаются с вашими компетенциями? На эти темы стоит сфокусировать свой онлайн-продукт.

Например, если вы обнаружили, что в вашей ЦА есть девушки-карьеристки и они испытывают трудности с тем, чтобы подбирать рацион питания, так как целый день проводят в офисе, то предварительно можно выбрать онлайн-курс на тему «Как легко и быстро составлять полезные перекусы с собой в офис: пошаговое руководство».

Если вы человек широкого профиля, вам нужно просто отрезать все лишнее — сократить количество тем, которые вы занимаетесь.
Первое — отсечь сегменты аудитории, которые вам не будут доверять, сужать ЦА, зачем на них тратить время и непонятно, зачем их привлекать.
И второе — отсечь темы, в которых у вас мало шансов достичь успеха, то есть сузить тему.

Главный секрет.
Онлайн-продукты, которые сделаны в узкой теме плюс узкой нише, продаются намного лучше.

Примеры

Кто: Бизнес-тренер, коуч, опытный руководитель. Ведет живые тренинги, разовые консультации по любым запросам.
ЦА: Помогающие практики, фрилансеры, руководители, предприниматели, бизнес-тренеры.
Экспертность: Как поднять энергию? Как поднять самооценку, как достигать целей, как раскрыть свой масштаб и перейти в новый уровень, как правильно делегировать.
Выбранная связка: как раскрыть свой масштаб и перейти на новый уровень для руководителей.

Кто: Преподаватель, эксперт, языковой коуч, знает несколько языков, полиглот, не живет в России, уже работает в онлайн.
ЦА: люди, которые хотят найти работу в иностранных компаниях, предприниматели, которые работают на международном рынке, женщины, которые хотят замуж за иностранца, пенсионеры, которые хотят общаться с внуками за границей.
Экспертность: быстрое запоминание слов, самодисциплина, развитие памяти
Выбранная связка: «Английский экспресс» для людей, которые хотят найти работу в иностранных компаниях

Ошибки в выборе темы

Проблемная матрица — это только половина работы. Теперь надо «пойти вглубь».

Для всех сразу

Ни в коем случае не берите широкие темы, которые «для всех сразу и ни для кого конкретно»
Плохая идея позиционировать себя как коуч, который помогает «стать лучшей версией себя для всех, кто интересуется саморазвитием«.
Или, например, стилист, который «помогает выглядеть красиво«.
Почему это плохо? Потому что непонятно, на кого ориентировано это предложение.

Нужна конкретика. У вас есть тема, которая интересна платежеспособному клиенту — сформулируйте ее.
Например, бизнес-психолог, предлагающий «Программу сопровождения на 3 месяца по увеличению доходов для предпринимателей с доходом от 300 тысяч».
Или, коуч по отношениям для деловых женщин, проводящий диагностики на тему «Почему к тебе притягивают слабые мужчины».
Или стилист, помогающий женщинам-руководителям, выглядеть достойно.

Путать инструменты и результат

Психологи часто пишут, что работают со страхами, зависимостями, состояниями. Предлагать это как онлайн продукт — ошибка.
Потому что это больше инструменты и диагнозы, то есть в чистом виде люди, как правило, не ищут. Бывает иногда, их ищут более-менее осознанные клиенты. Но у меня для вас грустная новость — осознанные клиенты не всегда платежеспособные. И наоборот, платежеспособные не всегда осознанные.
Поэтому работая со страхами, зависимостями, состояниями, вы замучаетесь привлекать клиентов.
проблемная матрица эксперта

Ориентир на неплатежеспособных

Хотите клиентов, которые будут платить дорого? Выбирайте нужные им темы.

Вот, например, астролог, который «помогает постичь секреты бытия, найти путь к себе«.
О чем это? О каком-то внутреннем поиске. Большинству богатых людей, например предпринимателям, мягко говоря, это не та мотивация, ради которой они готовы интересоваться астрологией.
Как звучало бы хорошо? Астролог, который помогает деловым женщинам создать счастливые отношения.

Или Карьерный консультант, который помогает найти работу с хорошей зарплатой. Но о чем это это говорит? О том, что он ориентирован на людей, которых интересует зарплата. Это какое-то среднее либо нижнее звено, и вряд ли он привлечет платежеспособны клиентов.
Лучше — Карьерный консультант, который помогает руководителям сделать прорыв в карьере.

Чувствуете разницу? Совсем другая энергия и вайб.

Еще примеры:
Плохо: репетитор английского языка, помогу подготовиться к ОГЭ.
Хорошо: языковой коуч, помогаю предпринимателям быстро прокачать английский язык по экспресс-методике.

Плохо: детский психолог помогу в любой трудной ситуации.
Хорошо: психолог, помогаю занятым мамам восстановить свой родительский авторитет с ребенком подростком.

Ваша задача — сформулировать четкое предложение, понятное конкретно для какого сегмента и на какую узкую тему. Чтобы ваш потенциальный платежеспособный клиент с первого взгляда понял, что ваш проект это то, что он ищет.

Если у вас возникнут трудности с этим крайне важным этапом, самый лучший вариант — взять консультацию методолога. Потому что ошибки на этом этапе обойдутся вам дальше достаточно дорого.

Проблемная матрица — это живой документ, который может меняться и уточняться по мере того, как вы получаете больше информации и глубже погружаетесь в процесс создания онлайн-продукта. Не стесняйтесь вносить изменения и корректировать свою тему, если это необходимо для лучшего соответствия потребностям вашей ЦА.

Созданная проблемная матрица — это мощный инструмент, который поможет вам точно определить тему для вашего первого онлайн-продукта. Следуя этим практическим шагам, вы сможете создать ценностное предложение, которое будет соответствовать потребностям вашей целевой аудитории и в полной мере использовать ваши уникальные экспертные знания.

Оцените статью
Добавить комментарий